Факторинг в пространстве цифровой платформы

ГК «Дикси» и «ГПБ-факторинг» переводят работу с поставщиками на независимую блокчейн-платформу Factorin. Автоматизация взаимодействия всех участников факторинговой сделки дала возможность поставщикам сети получать финансирование сразу после поставки, избавила ритейлера от трудозатрат на подтверждение задолженности и позволила «ГПБ-факторинг» стандартизировать продуктовый ряд для клиентов малого бизнеса без ограничений по минимальной сумме финансирования.

Перевод процессов взаимодействия сети «Дикси» с поставщиками и факторинговыми компаниями на блокчейн-платформу Factorin иллюстрирует тренд на цифровизацию бизнеса, которая особенно важна для рынка факторинга, где требуется оперативная работа с большим объемом информации и документов.

Предпосылки внедрения

Необходимость автоматизации процессов всех участников сделки на единой платформе вызвана рядом проблем и рисков факторинга. Факторы, покупая у поставщика дебиторскую задолженность ритейлера, запрашивают подтверждение поставки у торговой сети, чтобы удостовериться в наличии задолженности и избежать мошенничества.

Торговая сеть вынуждена «вручную» подтверждать свою задолженность каждому фактору по каждому поставщику, что влечет существенные трудозатраты, в том числе из-за разных ИТ-систем и обмена информацией через разных провайдеров юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО).

При этом, как правило, требуются дополнительные уточнения по телефону и передача распечатанных бумажных документов курьерами.

Для фактора такая схема оборачивается длительной верификацией поставки, для поставщика — задержкой в получении оплаты: обычно финансирование фактором поставщика производится в течение 2–3 дней, доходя иногда до 10–14 дней после заявки.

Чтобы решить эти проблемы, ГК «Дикси» и «ГПБ-факторинг» решили перевести все процессы — от первичного обращения к фактору до получения финансирования — на платформу Factorin.

Быстрый пилот

Пилотный проект, во время которого проводилось тестирование документов непосредственно на платформе Factorin, занял меньше полугода.

Как рассказала генеральный директор «ГПБ-факторинг» Елена Молоканова, участникам пилота — фактору, поставщикам и ритейлеру — не потребовалось принципиально менять свои бизнес-процессы. Процедура факторингового обслуживания остается стандартной, но теперь то, что делалось на бумаге, переведено в электронный вид. Если раньше доставка бумажных документов курьером занимала день-два, то теперь они «прилетают» всего за несколько секунд.

В свою очередь, оформление документов в режиме реального времени потребовало ускорения внутренних бизнес-процессов, связанных с постановкой клиента на обслуживание и выдачей финансирования. «Все изменения процессов при интеграции с цифровой платформой идут в сторону сокращения цикла от момента поставки до момента получения денег на счете, а значит — в сторону увеличения товарооборота и прибыли», — отмечает Елена Молоканова.

ФакторингвпространствецифровойплатформыФакторингвпространствецифровойплатформы

Нюансы подключения

Процедура подключения к платформе проста и понятна. После онлайн-регистрации участник получает доступ в личный кабинет, где видит узлы контрагентов, с которыми может работать.

Как рассказал сооснователь и генеральный директор «Факторин» Андрей Маклин, для новых участников платформы организовано интерактивное обучение, разработаны инструкции и другие справочные материалы. Но интерфейс веб- и мобильного приложения настолько прост, а процессы настолько прозрачны, что большинству участников обучение даже не требуется.

Factorin — гибкая система, позволяющая пользователям выбрать наиболее подходящий способ работы, поэтому внедрение происходит безболезненно. При интеграции решений платформы в IT-системы компании сотрудники «не видят» Factorin, а работают в привычных интерфейсах. Не возникает необходимости осваивать новые программы и привыкать к новым процессам.

Второй важный момент, зачастую критичный для служб безопасности: никакие данные в дешифрованном виде не выходят за периметр компании — участника сделки. Этот факт тоже серьезно упрощает процесс внедрения.

Конечно, есть нюансы, связанные с особенностями внутренних регламентов. Например, крупным компаниям-поставщикам для присоединения к платформе Factorin потребовалось время на согласование нормативных документов и юридических конструкций. В некоторых компаниях у сотрудников, занимающихся факторингом, на внутренних компьютерах не было доступа в интернет, потребовалось изменить настройки периметра безопасности.

Регистрироваться на платформе необходимо с компьютера, на котором установлена квалифицированная электронная подпись. И если в маленьких компаниях регистрируются на платформе, как правило, с компьютера генерального директора, в который ЭЦП уже установлена, то в крупных компаниях организация доступа к Factorin может потребовать дополнительной установки «КриптоПро» на компьютер специалиста, что тоже может занять некоторое время.

ГК «Дикси» и компании, уже подключившие свой узел к Factorin, управляют всеми процессами в своих учетных системах или через веб-интерфейс. Поставщики взаимодействуют с платформой через веб-приложение или мобильное приложение Factorin, которое доступно для скачивания для IOS и Android.